Коронавирус:
Фаза симбиоза
... в попытке приспособиться к травмирующей ситуации человек неосознанно использует такой механизм защиты как регрессия. Человек регрессирует до уровня симбиотической фазы развития - фазы слияния с объектом...
автор: Елена Шишкина
12.12.2021
КОРОНАВИРУС: ФАЗА СИМБИОЗА
В начале 2020 года мы все столкнулись с событием, полностью изменившим нашу жизнь, а именно пандемией коронавируса COVID-19. Тема эта остается актуальной по сей день. Много исследований в области психологии, психотерапии посвящены пандемии, а также вопросам адаптации к этой сложной ситуации, травматической для психики человечества. Тема адаптация напрямую связана с вопросами пластичности и хрупкости человеческой психики.
Психоаналитические исследования Маргарет Малер, направленные на изучение здорового развития ребенка, показывают, что адаптивный подход в большей степени соответствует ранним стадиям развития личности, поскольку, когда ребенок рождается, необходимость в адаптации максимально велика. Напряжение, травматическая тревога, голод, гомеостаз - все это околобиологические понятия. Они соответствуют самым ранним месяцам жизни и являются предшественниками психической тревоги. Ребенок готов к адаптации благодаря пластичности и несформированности своей личности , которая развивается под влиянием окружающей среды и необходимости приспособиться к ней. Какую бы приспособленность к ребенку не демонстрировала мать, независимо от ее чуткости и эмпатии, способность ребенка к адаптации и его потребность в матери значительно сильнее. Личность взрослого, наоборот, уже достаточно жестко и зачастую ригидно организована. Тем не менее, формирование ребенка связано с попытками подстроиться под стиль и образ действий матери, вне зависимости от того представляет она собой здоровый или патологический объект для адаптации.
Таким образом, мы можем говорить о том, что адаптация к окружающему миру наиболее четко представлена в объектных отношениях с родительскими фигурами. Корни способности адаптации к внешней реальности, помимо врожденных предпосылок, лежат в детско-родительских отношениях.
Из психоаналитических концепций мы знаем, что последующая структуризация личности вызывает к жизни внутисистемные конфликты (между импульсом/влечением и защитой) и они становятся первостепенно важными для человека, изменяя расстановку психических сил. В клинической практике со взрослыми людьми мы уже не наблюдаем столь мощного процесса адаптации.
Переходя к понятию травмы, следует дать ее определение. Тра́вма (от др.-греч. τραῦμα «рана») — повреждение, под которым понимают нарушение анатомической целостности или физиологических функций органов и тканей тела человека. По аналогии, мы можем говорить и о психической травме - это некий разрыв, а точнее прорыв защитного барьера от стимула (возбуждение, страх). То есть травма, это не само событие. Причем, важно отметить, событие являющееся травматическим для одного человека, для другого может не быть таковым, в зависимости от его структуры личности и способа организации психических защит. Психические защиты помогают нам справляться со сложными жизненными ситуациями, неблагоприятными воздействиями окружающей среды. Но у каждого человека есть предел, когда прорыв защитного барьера приводит к затоплению аффектом. И именно это является травматичным.
Психические защиты выполняют функцию регуляции поведения человека, делая его более адаптивным, повышают приспособляемость, стабилизируют психику. Из психоанализа мы знаем, что в попытке приспособиться к травмирующей ситуации человек неосознанно использует такой механизм защиты как регрессия. Человек регрессирует до уровня симбиотической фазы развития - фазы слияния с объектом. Именно здесь нам важно отметить качество прохождения этой фазы.
Фаза нормального симбиоза, это достаточно ранний период жизни. Малер говорит нам о том, что рудиментарное Эго маленького ребенка, в тот период, еще не достаточно адекватно задаче организации его внутренней и внешней стимуляции настолько, чтобы гарантировать его выживание. Поэтому психобиологический раппорт установленный между заботящейся матерью и младенцем помогает ему справиться с непосильной задачей.
Нормальный симбиоз развивается одновременно с понижением внутреннего стимульного барьера, посредством предсказуемо повторяющегося опыта внешней материнской заботы, удовлетворяющей потребности и снимающей напряжение, исходящее изнутри, т.е. мать функционирует как дополнительное Эго. Нам важно отметить что Малер относит симбиоз к стадии социобиологической взаимозависимости.
Теперь, вернемся к пандемии.
Специалисты Национального медицинского исследовательского центра им. В. М. Бехтерева считают, что после COVID-19 у пациентов отмечаются симптомы, характерные для так называемого посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), где травматичность произошедших событий связана с ощущением беспомощности человека, невозможностью влиять на происходящее, противостоять опасности.
Также, в 2020 году в одном авторитетном медицинском журнале The Lancet появилась статья, в представлен анализ исследования последствий эпидемий — предшественников COVID-19 — вирусов SARS-1 м MERS. Психические расстройства у переболевших этими инфекциями оказались идентичными.
Учитывая вышесказанное, о способности психики человека к адаптации, о важности прохождения симбиотической фазы при формировании личностной структуры, а также о сути травматических ситуаций мы можем перейти к некоторым выводам.
Анализируя взаимосвязь между устройством социальных и семейных систем, и используя психоаналитическое мышление мы обнаруживаем взаимозависимость между качеством прохождения симбиотической фазы индивида, его объектными отношениями и проекцией направленной им по отношению к структурам, обладающим авторитетом и властью, например государство, правительство, церковь, как представителям родительских фигур. То есть, то что происходит в семейной системе на микроуровне сравнимо с происходящем в социальной сфере на макроуровне, где бессознательно представителями родительских фигур являются структуры обладающие авторитетом.
В ситуации с пандемией мы явно столкнулись с небезопасностью окружающей среды. Переполняющая тревога и необходимость приспособиться к этой среде, способствовали активации защитной регрессии. Индивиду в таком состоянии нужна помощь в адаптации и поддержка.
Мы помним, что адаптация к окружающему миру наиболее четко представлена в объектных отношениях с родительскими фигурами. Именно к их представителям и были направлены все надежды, ожидания, потребность в поддержке и защите, а также и разочарования, обиды, злость…
Изучение текущей ситуации с COVID-19, общественных реакций на меры предпринимаемые для адаптации человека к ней, с учетом вышесказанного могло бы привести к пониманию и выстраиванию наиболее грамотной политики в сфере здравоохранения, снижению уровня психологического напряжения в обществе, и развитию способности к адаптации.
Елена Шишкина
12.12.2021
БИБЛИОГРАФИЯ
Малер Маргарет С, Пайн Фред, Бергман Анни
Психологическое рождение человеческого младенца: Симбиоз и индивидуация. Пер. с англ.-М.: Когито-Центр, 2011.- 413 с.
https://www.thelancet.com/journals/lanpsy/article/PIIS2215-0366(20)30462-4/fulltext